Дыры живут за счёт прорывов. (Леонид С. Сухоруков)
Искренность - мать правды, если отец - разум.
Азбука формирования нормативно-законный базы для создания и функционирования некоммерческих организаций в России относится ещё к 1775 году. Именно в то время Екатериной II был принят указ об образовании частных и общественных благотворительных организаций. При этом Устав Благочиния 1782 года Екатерины II, провозглашая свободу союзов, включил в себя нормы, определяющие движение обществ и союзов, в состав государственного власть. Как отмечает Н.П. Ануфриев, положения этого Устава основаны «главным образом на прямых заимствованиях из трактатов немецких полицеистов XVIII века»; полицейское же право, выделяемое если так многими правоведами, являлось подотраслью государственного права.
В таком роде же была и направленность последующих нормативных актов, при этом публично-правовой дорога, применение методов и инструментария публичного карт-бланш привели к серьёзным изъянам в законодательных актах, связанных с деятельностью частных обществ. Невзирая на вышеупомянутый екатерининский указ, почти сто последующих лет общественные организации в империи легитимизировались исключительно по рескриптам императоров, принимая в/во соображение что их численность была ничтожной. Едва во второй четверти XIX века, невзирая на преследования и жёсткие юридические ограничения, начинает расти семьсот парадно созданных благотворительных обществ. Организации, оказывающие благотворительную помощь нуждающимся, возникали в России в громадном большинстве случаев по инициативе сословных организаций, отдельных групп и отдельных лиц. Однако хоть после 1850-х гг., когда темпы появления благотворительных обществ были самыми высокими, их совокупное пи к 1860 г. не достигало 100. Это было связано, в первую кортеж, с отсутствием закона о некоммерческих обществах, в/во силу чего для учреждения ажно благотворительных обществ каждый раз требовалось личное соблаговоление императора, что, по свидетельству официальных источников того времени, было крайне стесненно.
Во второй половине XIX в. отношение к неправительственным структурам несколько смягчилось. Ладком высочайшему рескрипту от 12 января 1862 г., право утверждать уставы обществ, кроме императора, получили десять институтов государственной власть от губернаторов до Отдельного корпуса жандармов. Наступил период ведомственно-циркулярного управления неправительственными структурами. В то же прошедшее, изменения примерно регистрации коснулось не всех видов некоммерческих организаций. Так, в вышеупомянутом рескрипте 1862 года особо указывалось: «Во изменение изъяснённого порядка, развертывание обществ для взаимного вспомоществования или с кто-нибудь другой благотворительной целью, Высочайше предоставляю, по соглашению с подлежащими ведомствами, министру внутренних дел». В то же время, в отношении иных обществ предыдущий будь-будь «высочайшего соизволения» сохранялся, движимый усердием чего, например, императором Александром II в декабре 1863 г. было отклонено представительство об учреждении петербургского гимнастического общества.
Одной из основных проблем при создании общества была необходимость грамотно оформить ходатайство и скомплектовать режим в рамках тех требований, которые предъявляло центр к документации легальных общественных организаций. Всякое отхождение от канонов грозило неоднократной переделкой положенных документов. Представленный учредителями проект рассматривался многими правительственными учреждениями, каждое из которых могло исколотить всего в один синяк запрещение и потребовать доработки и переработки документа, в взаимоотношения с чем положение бумаг порой затягивалось не на один год. Дело в том, что до 4 владычица 1906 годы (когда-нибудь появились Временные правила об обществах и союзах) середь многочисленных российских законоположений отсутствовал Водан общий уложение об общественных организациях; отдельные законодательные нормы были разбросаны по разным частям Свода законов.
«При изучении соответствующих частей выходившего в 90-х гг. очередного издания свода задолго до этого всего бросается в мигалки контраст посерединке обилием и обстоятельностью норм, направленных на то, для того «затормозить, заповедать, закрыть и пр.», и бессистемностью и неопределенностью норм «позитивного характера»», - писал известен исследователь общественных организаций дореволюционной России А.Д. Степанский. Что же касается запрещения собраний и союзов, устраиваемых без разрешения царской администрации, то оный альтернатива был рассмотрен в законодательстве второстепенный половины XIX в. амба тщательно и недвусмысленно. «То обстояло дело с вопросом о разрешении обществ – тут было много неясного и неопределённого. Единственной общей нормой, говорившей о «законном утверждении обществ», оставалась … ст. 117 Устава о предупреждении и пресечении преступлений», которая «не давала вразумительного ответа на главный вопросительный знак, где и на каких условиях можно извлечь разрешение на сотворение общества». «Таким образом, установившийся … благоустройство разрешения обществ в форме высочайшего утверждения, одобренного Комитетом министра устава общества основывался не на точной букве закона, а на традиции».
По прошествии проведения в жизненный процесс либеральных реформ 1860-х годов слово за слово право разрешения обществ (кроме обществ, просивших особые привилегии и привилегии) перешло к соответствующим министрам: внутренних дел, народного просвещения, государственных имуществ и пр. Однако с 1896 г. ввиду многочисленных заявок на открытие обществ, поступавших в министерства, уют разрешения некоммерческих обществ ещё более упрощается: разрешение на открытие объединений, принимавших изданные для них министерствами нормальные или примерные уставы, давала местная администрация (губернаторы, градоначальники). Иногда, дай тебе приблизить процесс утверждения устава, учредители общества обращались за помощью к влиятельным лицам. Дело с легализацией объединения упрощалось и в том случае, если оно создавалось по стандартным («нормальным») уставам.
Вресноту, правовые основы функционирования добровольных общественных организаций тщательно регламентировались в первую очередь их собственными уставами, которые «лишь в самой незначительной степени являлись продуктом творчества их учредителей». В то же время, необходимо отметить, что уставы 1860-х годов обладали удовлетворительно произвольной манерой изложения материала, отражавшей индивидуальность составлявшего их автора. Да и в дальнейшем, не имея под рукой справочной литературы по составлению уставов (особенно в уездных городках и сельской местности), учредители руководствовались безгранично собственными соображениями, поэтому некоторые подобные документы включали в себя, вдобавок обязательных пунктов о цели и задачах данного общества, членстве в нём и пр., ещё и пункты, оговаривающие миросозерцание поведения; таким образом, некоторые уставы были фактически своеобразным сборником правил этикета. По мере роста числа общественных организаций и демократизации их состава требования, предъявляемые чиновниками к уставам, становились более жёсткими, чему способствовали принятые министром внутренних дел взгляды на жизнь от 29 апреля 1897 г. Чего сего уставы многих старых обществ подвергались пересмотру с целью приведения их в соответствие с новыми требованиями.
Типовая структура устава была изложена К.Г. фон-Плато в составленных им «Общих указаниях для составителей уставов»: «С носа регламент потребно иметь началом указанием цели учреждения общества и способов достижения этой цели. Далее перечисляются средства, которыми команда предполагает обваливать свои протори, указывается состав общества, дело и полномочия членов, порядок управления его делами и отчетности, и, в конечном счете, приводятся постановления на случай закрытия общества и ликвидации его дел». Специальным законодательным актом, общим для всех некоммерческих организаций благотворительной направленности, стал «Устав об общественном призрении в России», который регулировал все стороны деятельности благотворительных учреждений, создаваемых частными лицами. В Уставе предусматривалось, что создание благотворительных обществ и частных благотворительных заведений должно делаться в разрешительном порядке (ст. 175 Устава). Правоведение утверждения уставов благотворительных обществ и частных благотворительных заведений предоставлялось Министерству внутренних дел с тем, как бы то ни было, в надежде уставы были представлены в Кабинет Министров в случаях включения в них каких-либо правил, льгот и преимуществ, не предусмотренных названным законодательством и требующих Высочайшего разрешения (ст. 443 Устава). Частные благотворительные организации, в отличие от государственных, «не дозволялись к открытию, пока они не будут кого чем господь наделил добрейшим своих средств, необходимых для их содержания» (ст. 442 Устава).
Разрешительный порядок учреждения благотворительных обществ и учреждений был усовершенствован в 1897 г. Были разработаны «нормальные» (примерные) уставы, такие, как Примерный свод общества пособия бедным, Распорядок попечительского общества о доме трудолюбия и т.д. После принятия этих нормативных актов расположение создания благотворительных организаций стал явочно-нормативным. Таким образом, законодательные и уставные акты являлись основой правового существования легальных общественных организаций. Именно поэтому их роль в процессе образования объединений так значительна. В то же время подошло, сталкиваясь с реалиями жизни, добровольные общества старались втиснуть в жёсткие предел уставов разнообразные, временами неожиданные, сложение своей деятельности, ориентируясь на местные условия и потребности членов своих организаций. Активная деятельность общественно-культурных организаций вызывала пристальное внимание к ней со стороны местной администрации и правоохранительных органов, стремившихся регламентировать её настолько, чтобы каждый шаг членов объединений находился под постоянным контролем. В арсенал контролирующих средств входили ежегодные отчеты обществ перед губернатором и Министерством внутренних дел, точный посылаемые властям извещения о своих заседаниях, а вот и все ходатайства на проведение любого массового мероприятия (лекции, народного чтения, спектакля, концерта, бала, маскарада, вечера и пр.), наличие полицейских чинов на них с обязательным последующим отчетом перед губернатором о правильном расходовании денег, полученных с продажи билетов, и т.п.
Под особый контроль попадали общества «неблагонамеренные», нарушающие распорядок и отступающие от стандартного поведения, ожидаемого местной администрацией, к которым власти да-капо применяли предупредительные мероприятия, а если те не давали желаемого результата – закрывали. Тем не менее, де-факто работать же спустя время указа 1862 года начинают вышныривать полноправные некоммерческие организации, обладающие соответствующим статусом. Далее передачи регистрации НКО в ведение МВД процесс создания благотворительных обществ пошёл несравненно быстрее. В результате, к 1890 году было создано около 2000 новых организаций такого типа, однако их гражданско-юридический статус так и не был чётко определён. Тем не менее, отечественное право подразделяло их на две группы: благотворительные общества и благотворительные заведения.
Под благотворительными обществами понимались «добровольные объединения лиц, имеющие цель что-то развязывает кому руки для чего-то нуждающимся в том или ином отношении». Дело благотворительных обществ сводилась к оказанию помощи нуждающимся деньгами или вещами, а также к учреждению и содержанию различного рода благотворительных заведений в рамках направлений деятельности общества. Благотворительные общества могли соединяться вновь (и от времени до времени объединялись) в союзы, а изредка имели довольно сложную многоступенчатую структуру, возглавляемую центральными органами, дающими направление деятельности всей организации. Благотворительные же заведения, в отличие от обществ, являлись «учреждениями для удовлетворения потребностей нуждающегося населения в стенах заведения», то урекать нуждающиеся или жили в этих заведениях, или являлись в них для питания, ночлега и т.д. При этом юридического различия в правоспособности благотворительных обществ и заведений не было – она определялась лишь уставом самого общества. В итоге, к 1902 году в России функционировало больше десяти тысяч некоммерческих организаций: лишь только благотворительных учреждений насчитывалось 11040 (4762 благотворительных общества и 6278 благотворительных заведений), причём из них около 8 тыс. находились в городах, а прочие – в сельской местности. Разом с развитием благотворительных НКО шло появление других видов некоммерческих организаций. Так, на рубеже XIX-XX вв. в России действовало 180 научных и свыше 300 культурно-просветительских обществ. При этом все учреждения подобного подобно, действовавшие на территории России, вопреки на их общинный настойчивость и статус некоммерческой общественной организации, состояли в ведении и надзоре Министерства внутренних дел, Ведомства православного исповедания, Министерства финансов и Министерства юстиции. Подводя итоги исследования, неизбежно выделить в первую очередь следующее:
• образование правовых основ создания, деятельности и ликвидации некоммерческих организаций общего типа (благотворительных, просветительских, научных и т.п.) в России началось с указа Екатерины II 1775 г.;
• право об обществах и союзах включается в состав государственного (конституционного) компетенция;
• вплоть до 1860-х гг., несмотря на наличие элементарной правовой базы, производство общественных организаций носит разрешительный напористость и оформляется именными указами императора;
• вторая половина XIX века является периодом появления в отечественном праве новых видов некоммерческих организаций;
• в данный время темпераментно формируется нормативно-правовая первооснова в области регулирования создания и деятельности некоммерческих организаций;
• разрабатываются типовые («нормальные») уставы некоммерческих организаций, употребление которых влечёт за на вывеску упрощённый порядок регистрации;
• одновременно с этим с действием общих указов и уставов в отношении благотворительных некоммерческих организаций регистрация прочих НКО по-прежнему осуществляется в индивидуальном порядке;
• не вдруг визовый налаженность создания общественных организаций вытесняется явочно-нормативным;
• нехватка единого закона об обществах и союзах, а вдобавок нечёткость формулировок существующего гражданского законодательства порождает общеадминистративный и судейский волчий закон в отношении некоммерческих организаций; • складывается объективная историческая и правовая неизбежность принятия единых правовых норм в отношении обществ и союзов.
Ведомость ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ
1. Режим Благочиния 1782 года. // ПСЗ. 1782. №15379.
2. Распорядок об общественном призрении в России. // Свод законов Российской Империи. 1892. Т. XIII.
3. Ануфриев Н.П. Правительственная регламентация образования частных обществ в России. // Вопросы административного полномочия: - М., 1916.
4. Спонсорство в России. – СПб, 1907.
5. Благотворительные учреждения Российской Империи. - СПб, 1900.
6. Косихина Е.Г. Общественные организации российской провинции в 1864-1917 гг. // Интеллигенция в истории: Образованный человек в представлениях и социальной действительности. / РАН. Ин-т всеобщей истории; Отв. ред. Д.А. Сдвижков. – М., 2001.
7. Общественное и частное призрение в России. – СПб, 1907.
8. Положения о частных обществах, утверждаемых с разрешения министерств, губернаторов и градоначальников. / Сост. К.Г. фон-Пуна. – Овин, 1903.
9. Степанский А.Д. Оказия общественных организаций дореволюционной России. – М., 1979.
10. Степанский А.Д. Автократия и общественные организации России на рубеже XIX-XX вв. – М., 1980.
11. Абросимова Е.А. Исторические аспекты законодательного регулирования деятельности российских благотворительных организаций. // Правоведение. – 1992, №6. 12. Нормальные уставы благотворительных обществ. // Вестник благотворительности. – 1897, №9.
О сайте
Новый глава Минрегионразвития В.Басаргин займется жилищным рынком
Новый блог о Сетевом маркетинге
Банки и финансы в Санкт-Петербурге: правда о кредитах
О сайте
Задай Вопрос Пастору
Комментариев нет:
Отправить комментарий